Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
+7 (863)537-55-44
Директор: Логвиненко Алексей Иванович
Режим работы: 8:00 до 20:00
Информация

08.07.2022

Формирование гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС

Задачи формирования гражданской идентичности в контексте приоритетов ФГОС

Формирование гражданской идентичности является одной из приоритетных целей федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Когда мы говорим о гражданской идентичности в контексте ФГОС, то подразумеваем общероссийскую гражданскую идентичность (в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности). Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации.

Российская нация в данном случае – не синоним русских как отдельного народа. Под российской нацией здесь понимается  гражданская  общность, объединяющая этнические группы, проживающие в рамках Российского государства при сохранении ими своей национально-культурной самобытности.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба. 

Критерием систематизации базовых национальных ценностей в Концепции выступают области человеческого сознания, общественных отношений, деятельности, которые выступают источником нравственности. Они включают:

·     патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

·     социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

·     гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

·     семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

·     труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

·     наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

·     традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

·     искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

·     природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

·     человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Перечень требований к результатам формирования гражданской идентичности, с учетом ее структуры, подразумевает:

В отношении когнитивного компонента:

-  создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание  государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание  о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

- чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В отношении деятельностного (поведенческого)  компонента:

- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение  мировоззрения и веры другого человека;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Показателем  сформированности гражданской идентичности личности выступает также такое интегративное качество личности как социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного  жизненного выбора личности.

В содержании  системы  воспитания гражданской идентичности учащихся можно выделить следующие направления реализации воспитательных задач:

1) духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание– формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;

2) историческое воспитание – знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село);

3) политико-правовое воспитание– направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;

4) патриотическое воспитание – направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;

5) трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданных трудом человека;

6) экологическое воспитание. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

Важнейшим компонентом формирования гражданской идентичности является патриотическое воспитание.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа патриотического воспитания граждан России. В рамках указанной программы патриотизм понимается как «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов». Государственная политика направлена на  формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, в особенности в процессе военной и государственной службы.

Значимость патриотизма определяется тем, что он  является основой объединения и гармонизации современного российского общества, сохранения его культурного своеобразия в условиях многообразия поликультурного общества и глобализации. Углубление процессов глобализации объективно требует от государства заботы о сохранении своей цивилизационной идентичности, что актуализирует значение патриотических ценностей и установок в культуре.

Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс, важнейшим элементом которого является система воспитания и образования.

Формирование патриотизма выступает как акт духовного творческого самоопределения личности  посредством проникновения в духовную жизнь своего народа и отождествления с ней в условиях личной свободы (автономии). Это означает необходимость принять русский язык, российскую историю, российское государство, российское историческое миросозерцание как свои собственные, пережить тождественность. Однако процесс самоотождествления переживается личностью самостоятельно и самобытно. Никто – ни государство, ни общество, ни родители, ни воспитатели не могут обязать, принудить, предписать любовь ребенку к Родине. Ключевым моментом является переживание и осмысление своего отношения к Отечеству, которое, будучи универсальной ценностью, индивидуально в своих конкретных проявлениях.

Задачи формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, реализуются как  при изучении предметов, преимущественно социально-гуманитарной направленности, так и во внеклассной работе (общественные музеи, организация деятельности военно-исторических и культурно-исторических, военно-технических клубов, поисковые мероприятия, походы, всероссийские военно-спортивные соревнования).

Формирование гражданской идентичности в качестве необходимого условия требует дифференциации патриотизма и национализма. Патриотизм является проявлением гуманизма и общечеловеческой идентичности, так как он в отличие от национализма,  предполагает толерантность к иной национальной самобытности. В случае трактовки понятия «нация» как согражданства, смыслы патриотизма и национализма совпадают. Если понятие «нация» интерпретируется как принадлежность к этнической группе, то национализм в этом понимании приближается к патриотизму (по механизмам формирования), или существенно отличается  по уровню и характеру обособления.

Поскольку гражданская идентичность является лишь одним из видов  социальной идентичности индивида, неизбежно возникает вопрос об иерархии разных видов  идентичности, их соотношении и балансе между собой.  Что для человека более значимо, первично – осознание этнической идентичности, когда он считает себя, прежде всего, русским, татарином, чеченцем, якутом, и лишь во вторую или в третью очередь осознает себя как гражданина единой России? Религиозная идентификация? Политическая? Или же общегражданская? От того, как решается данная дилемма в сознании каждого человека во многом зависят сценарии его социального поведения в разных ситуациях.

Этот вопрос иерархии идентичностей имеет самое непосредственное значение для педагога и  системы образования в целом.  От того, какой способ его решения мы признаём социально желательным, зависит то, каким образом будет строиться содержание обучение и воспитания.  Если акцентировать  внимание только на формировании национальной идентичности, без соотнесения ее с общегражданской, мы рискуем создать благодатную почву для восприимчивости молодых людей к идеям  национализма и ксенофобии, в том числе  - в агрессивных их проявлениях. Риск усиливается, если эта тенденция сочетается с абсолютизацией военно-патриотического воспитания, подменяющего собой все многообразие проявлений патриотизма (Не секрет, что некоторые военно-патриотические клубы фактически исходят в работе с детьми и молодежью из идей русского национализма).

Наиболее приемлемым с социальной точки зрения представляется такой подход, при котором воспитание российской гражданской идентичности воспринимается как приоритетное, однако одновременно признается ценность и важность поддержания средствами образования этнокультурной идентичности учащихся.

Другой аспект этой проблемы связан с соотношением между российской идентичностью как осознанием принадлежности к государству и признанием общечеловеческих ценностей. В этой связи, видимо,  следует стремиться к тому, чтобы дети могли соотносить взгляд на те или иные социальные  факты с позиций  национально-государственных интересов и с позиций общечеловеческой морали. Проще говоря, нельзя оправдывать соображениями национальных интересов любые действия, совершаемые твоей страной или ее представителями.

Ценностные ориентиры образованиякак социальной деятельности, обеспечивающей гармоничное единство общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности должны быть отражены:

      в совокупности  программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.);

      совокупности программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.);

      совокупности программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к наследию мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения,  информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.).

Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности (в т.ч. – деятельности внешкольной). Соответственно, обе этих сферы деятельности должны планироваться в комплексе.

Психолого-педагогической основой формирования гражданской  идентичности в образовательном процессе школы является системно-деятельностный подход.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г., как объединяющее системный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностный (Л.С. Выготский, Л.В. Занков,  А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образованияэто не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.  «Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности». Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

Системный подход - это общенаучный подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет воплотить принцип системности на практике.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений и ценостей, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Главный фактор развития в рамках школы - учебная деятельность. Становление учебной деятельности неразрывно связано со становлением духовного развития личности. По словам А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом». Этот процесс включает в себя и такие составляющие, как формирование социальной идентичности, патриотизма, гражданского сознания.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока, сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности - идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает систему норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

3) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Функция учителя в рамках системно-деятельностного подхода заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. (Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность?). В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

Способы её создания следующие: выход на противоречие или проблему через учебное задание, нарушение привычных норм образовательной деятельности, несоответствие полученных результатов ожидаемым, сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов, введение противоречивых культурно-исторических аналогов, самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание (как таковое) уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важной является мыследеятельность как метадеятельность. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской). Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена не только на сохранение мира, но и на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности. При таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию научной картины мира, так как любое «творение» строится на основе освоения норм создаваемого или преобразуемого объекта окружающего мира.

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания.

Для развития гражданских качеств необходимо обеспечить формирование продуктивного, дивергентного, критического мышления, влияющего на устойчивость гражданской позиции. Наиболее эффективными средствами решения этой проблемы являются продуктивные, творческие задачи, которые можно использовать как во время урока, так и при организации внеклассной работы. В этой связи учебные задания, построенные на репродуктивном принципе, видятся малоэфэективными. Простое воспроизведение полученных сведений не приводит к формированию критического мышления, следовательно, важно организовать познавательную деятельность школьника с опорой на такой тип учебных заданий, которые предполагают познавательную активность ученика, умение творчески, в нестандартных ситуациях получать и использовать полученные знания для решения конкретных продуктивных задач. Например, вместо задания пересказать текст из учебника лучше предложить учащимся составить рассказ об историческом событии от имени его участника или очевидца, описать спор или беседу участников исторических событий и т.д.

Прекрасной возможностью для развития продуктивного мышления в рамках деятельностного подхода являются интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?»,  которые можно организовывать в качестве внеурочной работы. Эта игра, которую многие знают по телевизионной версии, требует умения согласовывать свои действия в малой группе, привлекать для решения продуктивных задач широкий спектр знаний из самых разных областей. Вопросы игры «Что? Где? Когда?» имеют принципиальное отличие от  викторин, где все строится на конкретных знаниях и требует однозначного прямого ответа. В этой игре вопросы представляют собой логические загадки, часто основанные на общеизвестных фактах, но требующие определенных мыслительных действий, цепочки умозаключений, то есть они носят продуктивный характер. Для игры в «Что? Где? Когда?» полезно обладать широким кругозором и энциклопедическими знаниями, но гораздо важнее уметь этими знаниями оперировать: сопоставлять, выделять главное, обобщать, выявлять причинно-следственные связи между событиями и явлениями. В команде необходимы игроки с развитыми аналитическими качествами, ведь одним из самых важных моментов обсуждения является выбор правильной версии, отсечение неверных вариантов. В каждом вопросе существуют так называемые «метки» или «отсечки», которые сужают выбор вариантов до единственного верного, но их нужно уметь распознать в тексте и сопоставить с теми версиями, которые появляются на столе в момент обсуждения. Игрокам необходимы навыки коллективной мыслительной деятельности, работы в группе. В целом, методика игры представляет собой классический «мозговой штурм», который широко применяется для систематической тренировки творческого мышления и его активации.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: