Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
+7 (863)537-55-44
Директор: Логвиненко Алексей Иванович
Режим работы: 8:00 до 20:00
Информация

08.07.2022

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подростков: особенности профилактики экстремизма среди молодежи.

     Экстремизм является идеологией крайних взглядов и мер, допускающих и оправдывающих наиболее жестокие и античеловеческие методы для получения поставленных целей. Это антисоциальное явление затрагивает все слои общества, особенно в период экономических кризисов, политической и социальной дестабилизации. Безопасность человека во многом зависит от его взглядов, а также от тех людей, которые окружают его. Важно понимать, что противопоставляя себя обществу, человек практически всегда,  провоцирует опасные последствия, приводящие его в протестные организации и формирования,  чаще всего  использующие для достижения своих целей антисоциальные экстремистские методы. Все организации и объединения, которые пропагандируют ненависть и социальный антагонизм, сегодня рассматриваются в России как экстремистские.

      Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, и проблемы межэтнической, межконфессиональной толерантности нуждаются  в на­учном осмыслении. Деятельность, направленная на профилактику экстремизма – одна из важных задач государства и гражданского общества, но к этому вопросу необходимо подходить с учетом социально-культурных и экономических условий различных регионов, а в особенности такого как Ростовская область, которая в настоящий момент находится в режиме особой психологической напряженности.

   События, которые происходят сейчас в дальнем и  ближнем зарубежье, показали,  к каким страшным трагедиям может привести разжигание межнациональных конфликтов и что  опасность экстремизма заключается не только в вовлечении людей в преступную экстремистскую деятельность, но и в негативном воздействии на их личность, формировании нравственно и идеологически дезориентированного индивида. Самая уязвимая и незащищенная в этом отношении детская и подростковая аудитория. Является подтвержденным фактом, то что членами неформальных молодежных организаций  экстремист-националистической акропетальности, обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Статистика утверждает, что преступления, экстремистской направленности очень часто совершают  несовершеннолетние лица 14 - 18 лет, поэтому в последнее десятилетие особо остро стоит вопрос  о целесообразности усиления профилактической работы среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательного характера, и начинать целенаправленное формирование здоровой личности необходимо с самого раннего детства. Этот сложный процесс должен происходить под воздействием многих факторов, самыми важными и основополагающими из которых являются институты семьи и образования. Чрезмерная занятость родителей, трудное материальное положение, неблагополучие многих семей приводит к  социальному сиротству детей, что в свою очередь вызывает их асоциальное поведение. В этом случае образовательное учреждение остается основным социальным агентом, который может  при помощи интеграции учебного и воспитательного процессов, достичь  цели по  формированию нравственно-здоровой личности, раскрытию ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания  уважения к чести и достоинству каждого народа, кто как не педагог, сможет объяснить  подростку, что нет народа лучше или хуже, что судить о человеке нужно по его поступкам, а не по тому какой он национальности.

Формы и методы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это непростое время на образовательные учреждения ложится  особая ответственность, обусловленная социальной потребностью на  формирования у молодежи активной гражданской позиции, толерантности, привития гуманистических и гражданско-патриотических ориентиров. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, а также утвержденная  государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", так много внимания уделяют именно воспитанию гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества[1]. В содержании учебных программ важное место занимают, не только задачи связанные с освоением нового материала, а в первую очередь – воспитательные. Система базовых национальных ценностей должна отражаться в  содержании единого интегрированного процесса «обучение-воспитание». Воспитание культуры рассматривается как одна из целей образования. Нельзя забывать о том, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся не может формироваться без опоры на знания основных событий истории Отечества и его исторического прошлого, представлений о месте России в мировой истории; формирования исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого; знаний основных событий истории края, республики, области, в которой проживает подросток; представлений о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирования чувства гордости за свой род, семью, город (село). Воспитание молодого гражданина России должно основываться  на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью. 

Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[2]. Ребенок школьного  возраста наиболее  восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы[3]. Одной из главных задач государства и общества в профилактике экстремизма среди молодежи является формирование представлений учащихся о культурной среде других народностей, проведение  уроков толерантности, привитие приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности, ответственности, стремление следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.

Культурно-нравственные проблемы подрастающего поколения – это один из самых важных факторов, влияющий на проявление экстремизма. Сегодня, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета[4].      Многолетний опыт практической деятельности в подростковой среде, позволяет нам с уверенностью говорить о том, что эффективным средством воспитания гражданина в современном обществе, является интеграция педагогического процесса и воспитательных усилий педагогов и семьи, которые связанны задачами формирования у молодежи нравственных устоев и идеалов, духовной социализации, патриотизма, активной гражданской позиции и правосознания, и только целенаправленно формируя и развивая эти качества, можно рассчитывать на оздоровление современного общества.

 



[1]  http://минобрнауки.рф, Федеральные государственные образовательные стандарты.

 

[2] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.4. — М., 1983.― С. 385.

[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).

[4] http://www.scienceforum.ru Шевелёв К.Н. Факторы, влияющие на возникновение экстремизма среди молодежи и возможные способы их минимизации. Шуйский филиал Ивановского государственного университета Шуя

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: